Уважаемые покупатели! Изменения в работе магазинов: розничный магазин в г. Ковров будет работать с 9:00 до 17:00 (ежедневно), центральный офис - с 09:00 до 15:00 (пн-пт). Розничный магазин в п. Мелехово и интернет-магазин временно закрыты.
Ковровский район, пос. Мелехово, ул. Первомайская, д. 105
8 (800) 505-49-36 08:00 - 17:00 (пн-пт)
каталог
Корзина
Уважаемые покупатели! Изменения в работе магазинов: розничный магазин в г. Ковров будет работать с 9:00 до 17:00 (ежедневно), центральный офис - с 09:00 до 15:00 (пн-пт). Розничный магазин в п. Мелехово и интернет-магазин временно закрыты.

Что делать, если болты и гайки откручиваются сами

Сами по себе болты и гайки не так уж и важны. Главное — их взаимодействие и надежность фиксации.

С проблемой самопроизвольного откручивания гаек и болтов люди сталкиваются постоянно. Особенно остро этот вопрос стоит для тех, кто пользуется или обслуживает механизмы с подвижными узлами. Чтобы избежать несчастных случаев, используют специальные приспособления, которые частично или полностью блокируют резьбовые соединения.

Но для того чтобы знать, какой способ фиксации применить в каждом отдельном случае, необходимо понять, почему болты и гайки сами откручиваются.

Кто виноват в ненадежности болтовых соединений

Если случится такая неприятность и резьбовое соединение выйдет из строя, то первая причина, которая приходит в голову, — виноват тот, кто закручивал. Иногда бывает и так, человеческий фактор никто не отменял. Монтажник по какой-то причине не до конца затянул крепеж, и… случилось то, что случилось. Но чаще самопроизвольное откручивание случается, если:

  • Использованы слишком короткие болты. В этом случае будут работать только 3–4 нитки резьбы. Явно не достаточно. Чтобы обеспечить прочность соединения и предотвратить самораскручивание, нужно использовать не менее 6-ти витков.

  • Недостаточное количество болтов. Использовано меньше болтов, чем требуется. В результате нагрузки на оставшиеся крепежи возрастают, и в любой момент может начаться самораскручивание.
  • Несоответствие диаметра отверстия детали диаметру крепежа. Необходима миллиметровая точность. Иначе при вибрационных нагрузках гайка очень быстро разбалтывается.
  • Срывается резьба при затяжке болтов/гаек пневмогайковертами. В этом случае, при увеличении нагрузок, крепеж вырывает из конструкции с “мясом”.
  • Коррозия металла. При затяжке и вибрации ржавчина осыпается, контакт гайка-болт ослабевает и происходит раскручивание.

  • Класс прочности крепежей ниже необходимого.
  • Большой шаг резьбы. С увеличением шага резьбы возрастает эффект самооткручивания.
  • Повторное использование болтов. Тот случай, когда вроде и можно, но лучше не надо. Старые болты вытягиваются, контр-смазка сдирается, и даже если выкрученный болт заходит обратно, то не факт, что в течении короткого времени крепеж не открутится самостоятельно.

И самое главное — крепежная конструкция должна быть качественной. А для этого ей необходимо пройти процедуры тестирования и получить сертификаты. Серьезные производители в обязательном порядке проводят вибрационный тест Юнкера, который на данный момент считается самым эффективным тестом на вибрационную устойчивость крепежных соединений.

Суть теста Юнкера состоит в том, что в ходе испытаний соединение болт/ гайка подвергается горизонтальным колебаниям. При этом проводятся постоянные измерения предварительной затяжки.

Если в механизме используется крепеж неизвестного производителя, то, скорее всего, после нескольких нормативных затяжек резьба начнет тянуться и постепенно болт с гайкой потеряют контакт, то есть произойдет самооткручивание.

Это основные, но далеко не все причины, по которым резьбовые соединения могут оказаться ненадежными.

К счастью, существуют приспособления, используя которые можно уменьшить или даже полностью остановить самопроизвольное откручивание болта/гайки.

Основные способы защиты болтовых соединений от самооткручивания

Некоторые средства средства блокировки резьбы очень эффективны, другие помогают оттянуть начало процесса самооткручивания лишь на некоторое время. Но в любом случае они предотвращают преждевременную поломку механизмов и берегут здоровье и жизнь людей. Поэтому вопрос “Использовать их или нет?” стоять не должен.

№1. Контргайка. Размещается за первой гайкой и останавливает ее откручивание. Некоторые используют для этих целей конструкцию из двух обычных гаек, но испытания показали, что специальная контргайка гораздо эффективнее.

№2. Пружинная шайба. Иногда применяется вместе с обычной шайбой. Устанавливается под гайку. Распространенный способ фиксации резьбы, но не слишком эффективный. При большой вибрации пружинная шайба может распасться на несколько отдельных кусочков и соединение будет нарушено.

№3. Зубчатая шайба. Дешевый и далеко не идеальный вариант. При сильных повторных закручиваниях зубцы сглаживаются и такая шайба становится бесполезной.

№4. Клиновые шайбы. Применяются в паре. На одной стороне находятся радиальные ребра, на другой — клиновая поверхность. Надежный фиксатор, который может выдерживать и распределять большие нагрузки. Маловероятно, что при правильной установке эти шайбы ослабнут от вибрации.

№5. Самоконтрящиеся гайки. Нейлоновое кольцо, которое находится внутри гайки, тормозит завинчивание и в какой-то мере гасит вибрационные колебания. Используется во многих машинах и механизмах, но с течением времени при, постоянных больших нагрузках, крепление может ослабнуть.

№6. Корончатая гайка. Ее используют в отраслях, где самооткручивание крепежа недопустимо и может закончиться трагически. В центральной части болта просверливается сквозное отверстие, куда вставляют шплинт, стороны которого устанавливают между зубцов “короны”.

№7. Анаэробная жидкость. Наносится на то место, где будет гайка, и распределяется при закручивании. Эффективный способ, но требующий тщательного подбора герметика. При использовании жидкости сильной фиксации, для того чтобы открутить гайку, придется разогревать ее или использовать ударный гайковерт.

Эти способы блокировки резьбовых соединений наиболее часто используются в настоящее время. Кроме этого, существует достаточно малораспространенных или почти забытых способов и постоянно возникают новые. Мы живем в век машин и механизмов, и тема безопасности крепежей актуальна как никогда ранее.